
ЭТО САМЫЙ ПОЛНЫЙ ОБЗОР ЭЛЕКТРОБАЛАЛАЕК В СЕТИ.
Тема электробалалайки вроде у всех на слуху, но когда заходит речь о конкретных вопросах — материалов в сети как оказывается не так и много.
Вернее их вообще нет. За исключением небольших опусов «как я сделал электробалалайку из ширпотребовской балалайки» или редких фотоотчетов у мастеров, причем в основном у гитарных.
Попробую обозреть текущее состояние в этой области.
Немного истории.
Впервые я столкнулся с этим чудом в конце 70-х, штудируя эту книжку.
Правда в то время меня интересовали в основном вопросы создания электрогитары, поэтому вся информация об электробалалайках тогда осталась на уровне «помню, что где-то была такая картинка»:
Также в те годы попадались отдельные статьи в различных журналах, типа Моделист-конструктор об электрификации обычных акустических балалаек:
С удивлением узнал (у братьев по оружию на sovietguitars.com), что в начале 70-х в планах партии был массовый выпуск электробалалаек. Осталось не выяснено — это только заявление и была ли кроме выставочного образца произведена хотя бы опытная партия:
На том же сайте было найдено ещё одно подтверждение о масштабности планов.
Из Каталога 1976 г. «Музыкальные инструменты».
Кроме того здесь электробалалайка с тем же артикулом обзавелась названием «Березка». Осталось найти живое подтверждение всех этих торжественных реляций:
С тех годов прошло более четырех десятков лет и знаете сколько за это время сделано электробалалаек (просто электроозвученная акустика не в счёт) — если раскидать на эти года, то получается по одному инструменту в год. И это по всёму шарику.
И большинство электробалалаек сделано в последнее десятилетие.
Вот такой востребованный инструмент оказался. А может нет предложения от мастеров. Предложения, от которого не смогли бы отказаться к примеру академические балалаечники. Ну это отдельная история.
Ну и поскольку тему электробалалаек я отслеживаю в инете особо тщательно, познакомлю практически со всеми образцами сего творчества.
На электробалалайки я плотно «подсел», когда увидел (начало 2000-х) инструмент сделанный мастером-народником Андреем Балдиным. Сделанная им балалайка — это действительно профессиональный инструмент, который одинаково понравился бы классическим балалаечникам или смог бы найти свое место на современной эстрадной (читай попсовой) сцене.
Владелец: Алексей «Zubkerman» Зубков (Noise Fabrique, Finland):
Из мастеров-народников преуспел в изготовлении электробалалаек Алексей Серебров (порядка 20 электробалалаек):
Александр Спустников пытается растопить лёд в отзывчивых сердцах академических балалаечников:
Из под рук чисто мастеров-народников вышло ещё порядка 3-5 различных электробалалаек (по крайне мере я это слышал от них). Фоток нет.
A вообще, мастера по народным инструментам относятся крайне скептически к подобным экспериментам, а старшее поколение в большинстве своем или вообще с полным отторжением или просто не знают, что это такое и с чем это кушают.
А вот гитарные мастера любят иногда отвлечься на экзотику в виде электробалалаек.
Наглядный пример внеконкурсный инструмент Дмитрия Позныша на Фесте’13 и первая его электробалалайка:
Любопытный инструмент был закончен буквально в декабре прошлого года Дмитрием Старченко. Электробалалайка с двумя взаимозаменяемыми кленовыми грифами с накладками из эбони и клёна:
Давно в эксплуатации инструмент А. Соколова, озвученный Николаем Савиновым (балалайка Спустникова также им озвучена):
Электробалалайка мастера Олега Риги:
Также давно в сети инструмент, производителя которого не удалось мне определить (может кто из вас подскажет):
Сосредоточение большого количества электробалалаек разного калибра — команда «Бряц-Band». Сколько прошло через их руки подобных инструментов я не смог определить. Над теми, что сейчас в эксплуатации трудились мастер Вячеслав Журавлев и мастера из киевской компании Avaks Guitars.
Из того, что на виду:
Инструменты от Тараса Бучковского. Тут замес. И электробалалайки и басовые балгиты (красный бас похоже раньше был белым):
Кстати, для того чтобы понятней было:
( басовый балгит — это балбас или балбес)
Вот ещё один басовый балгит (с головой под ибанез и соответствующей надписью) и электробалалайка (что-то очень знакомое — автора в студию). Группа «Яхонтовый Ларь»:
Электробалалайка от мастера Владимира Черняева:
На фото музыкант В. Смотров. Разрисованный инструмент сделан руками В. Атапина, а к сайлент-электробалалайки приложил руку небезызвестный на сайтах GS и GP мастер alex goodwin, чье лого и красуется на голове балалайки:
Балалайка музыканта К.Коновалова сделана в «Мастерской Федоровых»
(вроде один инструмент, только с разными панцирями):
Инструмент от Евгения Крашенинникова:
Интересный инструмент из клена со сквозным грифом от Артёма Кукаева:
Два шедевра с весёленькими названиями «Лайхо-балалайхо» и «Ваелд-балалаелд» сделаны гитаристом группы Eastand Сергеем (он же Чипс) из обычных акустических балалаек:
Наши дальние забугорные коллеги на сколько позволяют их знания пытаются что-то делать в этом направлении.
Brian Kentosh из Калифорнии. Причем эту же электробалалайку можно увидеть в 3D-графике:
На этот 3D-объект наверно многие натыкались в сети:
Сайт Дэвида:
http://www.balalajka.com/
а также его труд об изготовлении электробалалайки (5,7 Mb):
http://www.balalajka.com/essay/HTBTEB-v1.02.pdf
Richard Hallste для музыканта Михаила Черкасского. Нельзя не отметить заслуги Михаила за рубежом в области просвещения русской культуры и балалайки в том числе. Вот один из его порталов.
Переделка акустики в что-то электроподобное (работа К.Березовского):
Нечто переходное от акустике к электро замечено в коллективе «The Intelligent Village». Мастер Всеволод Родин:
Ну и из области приколов и непонятных сооружений:
Ну и как бы всё.
Считаем раз, два … где-то порядка 50 электробалалаек. Как и сказал вначале — чуть больше одного инструмента в год.
Впрочем что-то осталось за кадром. Присылайте фотки, с удовольствием глянем …
Так что электробалалайки — это поле непаханое и здесь есть чем поживиться музмастерам.
Пока румыны не пришли на наш рынок со своей электробалалайкой:
На сайте изготовителя этот продукт обозначен — в продаже пока ещё не встречал. Правда похоже они сами ещё не разобрались, что и как будут делать. Вроде по конструкции все признаки акустического корпуса, а дизайн электробалалайки?…
И несколько советов для гитарных мастеров, кто собрался проектировать и делать электробалалайку.
С основными размерами вы уже знакомы по книге Комарова/Федюнина:
Пригодится и это.
Это требования к конкурсным инструментам (не ГитарСтрой). Сам конкурс проводиться как правило раз в год в рамках фестиваля «Созвездие мастеров» в Гнесинке:
Оптимальное количество ладов для балалайки-примы — 27-28, а ещё круче — 31 (три полных октавы).
Ширину ладов (металл) к концу грифа на хвостике желательно уменьшить. Например с 2 мм до 1,5 мм (равномерная шлифовка с двух сторон).
И самая важная информация для тех, кто решит делать
электробалалайку-ПРИМУ.
Вы изначально должны определить для кого вы намерены строить подобный инструмент:
- для академического балалаечника, который не собирается слезать с классики и русских народных напевов
- для балалаечника, который полез в попсу и ему собственно по барабану на чём деньги играть (как вариант: вчера он балалаечник — сегодня гитарист)
- для гитариста, которому нужно изобразить из себя балалаечника.
Это выбор струн — нейлон или металл.
И соответственно, если это нейлон (две верхних струны), то ни о каких магнитных датчиках не может быть и речи.
Только пьеза, электреты и прочие плёнки, встроенные микрофоны и т.п.
Профессиональный академический музыкант не для того учился десять и более лет игре на балалайке, чтобы гробить свои руки об металл.
И прочие размеры и вообще параметры электробалалайки должны быть приближены к традиционному акустическому инструменту.
В этом случае имеет значение и сечение и толщина грифа. Для академиста приемлемая толщина грифа указана как раз в нижней таблице, то бишь довольно таки тонкая.
Поэтому у профессиональных инструментов ручка как правило делается из эбена.
Да, и эти три струнки, две нейлоновых и одна металлическая, умудряются сворачивать со временем гриф в узел на ура.
Ну а для прочих музыкантов или для себя любимого делайте гриф и корпус как вам покажется удобней … только не спрашивайте потом, почему профессиональный балалаечник не хочет играть на вашем инструменте.
Еще один момент, касающийся балалайки-примы: не знаю обратили ли вы на это внимание. В большей мере это относиться также к нейлону:
Струны лежат на подставке/нижнем порожке с неравномерным расстоянием между друг другом.
нет, мастер был трезв. Так надо. Спросите об этом у балалаечников.
Примерный расклад следующий:
- между крайними струнами ~ 40 мм
- между двумя нейлоновыми ~ 15-17 мм
И если вы задумали связаться с пьезо, то использование обычных гитарных датчиков под косточку — не лучший вариант для подобных инструментов.
Если подставка двигается, а если ещё инструмент к тому же будет иметь акустические полости, то получите много ненужного «треска» — мало звука.
Лучший вариант — это те же кристаллы, врезанные непосредственно в дерево:
Вот пример на домре:
* пьезики врезаны в подставку со стороны грифа, из подставки выходят три экранированных проводочка, которые затем объединяются в один
Или вот пример мандолинной подставки от Fishman (дорогое удовольствие).
Также кристаллы внутри подставки:
Неплохие результаты в плане озвучки балалаек показывают пленки между топом и бриджем, типа Shadow для сазов:
Вообщем, в озвучивании балалаек (домр) существует довольно таки широкое поле для экспериментов.
По заявкам трудящихся:
Толщина металлических струн на Балалайку-Приму.
Возвращаемся к вопросу — для кого и для каких целей вы делаете инструмент.
Профессиональный музыкант играет на строе
ЛЯ(1)-МИ(2)-МИ(3). Первая октава.
1 струна — металл.
2 и 3 — нейлон/синтетика (унисон)
Так решил Андреев сто лет назад ( ноты удобней записывать). Так приняли академические музыканты.
Балалайка-Прима — это инструмент для сольной игры и при таком строе им как-то сподручней выпендриваться.
Прадед Матвей и пробабка Степанида из моей родной пскопской деревни с оптимистическим музыкальным названием:
настраивали свои бабалайки как им захочется и как им удобней извлекать трезвучия для исполнения своих частушек.
Поэтому кроме академического ЛЯ-МИ-МИ существует огромная масса НАРОДНЫХ строев для балалайки, к примеру:
СОЛЬ(1)-МИ(2)-ДО(3) или
РЕ(1)-СИ(2)-СОЛЬ(3)
* семиструнная русская гитара: ре(1)-си-соль-ре-си-соль-ре
Если вы гитарист и решили быстро научиться играть на балалайке, ну хотя бы аккомпанемент аккордами, то лучше как раз это делать на народном строе.
Но мы не ищем легких путей и мы любители острых ощущений, а также спецы по магнитным датчикам.
Поэтому строй у нас будет академический, а струны металлические.
Сначала посмотрим что рекомендовали советские госты. У того же Комарова/Федюнина есть кривая табличка:
Соответственно все советские производители и придерживались примерно этих калибров.
Кто млеет от аутентичности добро пожаловать на разные авиты, где найдете ржавые и не очень комплекты советских струн для балалаек:
Чаще всего попадаются струны с такими калибрами:
1 струна — 0,25 мм (или по-нашему ~.009)
2 и 3 струны — 0,35 мм (~.014)
Хотя у профессиональных комплектов (с нейлоном), у того же «Господина Музыканта», толщина первой струны 0,28-0,30 мм (.011-.012), что впрочем соответствует размерам указанным в таблице.
Из современных комплектов (именно только металлические струны), которые встречаются в продаже:
Маркетологам LaBellы кто-то подсказал, что весь мир играет на 6-струнных балалайках и на свет появился этот комплект:
.008 ~ 0,2 мм
.010 ~ 0,25 мм
.012 ~ 0,30 мм
Кое-что из него можно использовать.
В эмузиновском ассортименте есть также комплект для балалайки-примы с синтетикой — так что не перепутайте при покупке. Толщин не знаю.
Что касается Precesion-Strings: ничего не знаю об изготовителе, но толщины указаны — 0,25 и 0,35 мм.
И ещё такой момент.
Если не хотите импровизировать и что-то переделывать с готовыми покупными струнами, то заранее должны подумать как вы будете крепить струны на инструменте.
У струн для классической балалайки не бобышка, а петля на конце струны. Все указанные выше комплекты имеют петли.
Подведем итог с выбором струн:
- для каких целей предназначен инструмент
- какой строй будет на инструменте
- какие струны (нейлон или металл) будете использовать
- если металл: какой толщины будете использовать струны
- как будут крепиться струны
А вот на каком строе играют музыканты, бегающие по сцене с электробалалайками — это надо спросить у них.
Добро пожаловать в загадочный мир русских народных инструментов!
Ну и что касается каких-то специальных требований для электробалалаек Феста’14, то их нет.
В отличии от балгитов никаких ограничений по форме корпуса, при условии что мензуры балалаечные или близкие к ним и в наличии три струны.
Ну или шесть — три парных.
Одно ограничение: не принимаются для участия в Фесте классические (академические) акустические балалайки, даже если они и сделаны с подзвучкой. Это совсем другая тема.
А в остальном:
Встряхнем как следует старушку-балалайку в этом году!
Дядя Вова,последний раз в живую слушал балалаечника из студенческого отряда,было это примерно в 1988 году ,был поражен глубиной игры,именно глубиной,наши гитары отдыхали после его выступления.Вот тогда проникся уважением к этому прекрасному инструменту.К сожалению потерял связи с этим музыкантом.Но это было прекрасно.Он играл и народные вещи,и классические,и забугорщину.И это на трех струнах,две из которых в унисон настроены.Жаль,мало таких мастеров,а может стеснение…Глядишь настроите инструментов,может выплывут из тени наши кудесники балалайки,наверняка они есть,просто спят до срока.
Дядь Вов, каюсь: Смотровский сайлент — моих рук дело! ))))
ну я исходил из того, что у Смотрова в контакте есть разрисованная балалайка и как бы автор указан В. Атапин, а он профессиональный фотограф.
Далее я посмотрел на головы и решил что оба инструмента сделаны одним человеком.
Так что, сайлент твой или оба твои, а Атапин только разрисовывал?
переписал историю,
а я смотрю лого-то знакомое и никак не соображу — ))) где же я его видел
Пошло дело,явки и пароли раскрываются.Кто следующий,господа!
а что сайлент-балалайка хорошая идея — пора бы и складную электробалалайку забомбить… для переноски в барсетке
ДВ,румыны вместе с балалайкой дают птенца дятла,год поиграл,немного поднаторел в этом деле,соседи спокойны,и тут дятел делает своё грязное дело:дыру в деке,и если плохо поднаторел то соседи помогут.Это два в одном,или играть хорошо или испанский воротник в виде балалайки на шее.
Дядь Вов, Атапинский «фотошоп» был рождён до моего сайлента и послужил толчком к созданию реального инструмента. А то что «сайлент-балалайка -хорошая идея» — это однозначно: Смотров играет на ней через радио-примочку и доволен вполне.
Володя Чернов недавно бас-балала запилил http://vk.com/agc_community?z=photo-22140254_319885114%2Fwall-22140254_611
да уже смотрел
Классно, но не удивительно
У меня кент-фанат гитар в форме балала http://vk.com/photo42474801_276699635
сенькью, этих барбашовских не видел
надо будет и балгиты в одну галерею собрать …
На одной из них побринькал немного-неудобная штука,хотя звук отменный
Струны на золотом сечении расположены:
40*0,618=24,72
40*0,372=14,88
Округляем 25 и 15 получаем. Очевидно же
ну вообще-то это связано с приемами игры балалаечниками
Был один математик, который везде закономерности искал:-) Даже фильм про него есть:-)
Кстати, нобелевскую премию в итоге получил:-)
Я не ищу,я на практике использую
Вот, к примеру, беру первую из таблички длину балалайки 675,умножаю и каждое полученное число на 0,62, в скобочках данные из таблиц:
417 (ширина корпуса 420,мензура 430),
257 (длина корпуса 275),
158 (расстояние от 16 лада до подставки,у 16 лада гриф соединяется с корпусом),
97 (высота кузова 110),
60 мой вариант: расстояние от резонаторного отверстия до подставки или 24 лада
37 (ширина грифа у 12 лада 37)
23 (толщина грифа у 12 лада 19-20)
14 (толщина грифа у 1 лада 13-16)
Связано это совпадение с приемами игры балалаечниками у которых пропорции кисти рук тоже как ни странно http://zoroastrian.ru/files/star2/zolotoe%20sechenie%20telo.jpg
ну что ж можно и так к творчеству подойти —
у Микеланджело вроде недурно получалось
кто-нибудь подскажет чье это произведение из команды Яхонтовый Ларь:
http://guitarshow.ru/wp-content/uploads/2014/01/70128477.jpg
а какие струны (калибр, производитель) используют на балалйку по электромагнитный звукосниматель?
этот вопрос потянет на целую статью — щас небольшой кусочек вставлю в саму статью
Про струны — готово!
спасибо!
можно собрать комплект «металла»:
http://struny.ru/catalog/32/?page=1
…жаль OFR для балалаек нет:)
не совсем понятно назначение пикгарда на электробалалайках — что мешает гриф утопить? низкая высота в районе бриджа будет? есть какие-то критерии этих параметров? да и насколько необходим пикгард? чтобы пальцем не размолотить эбеновый гриф?
Балалайка-Прима: высота струн над корпусом в районе подставки 14-16 мм (примерно как на LP)
Панцирь в одной плоскости с ладовой накладкой (деревом) — да, чтобы не разбивать руки о край накладки как сверху так и снизу
Ещё раз повторяю: для себя любимого или по спецзаказу вы можете делать инструмент с какими угодно размерами и струны положить как на гитаре и помягше сделать (тоньше струны поставить) и струны вывести в район подставки на высоту 5-6 мм.
Но не факт, что на вашем инструменте сможет/захочет играть профессионал-балалаечник, не говоря уже о том, чтобы купить
Держать неудобно, струны высоко, ощущения перетянутости струн для обычного гитариста
Но за 100 лет к ним так привыкли — что любое новшество воспринимается в штыки
Сделай и докажи балалаечникам, что это хорошо и лучше для них …
Прочитав статью подкорректировал эскиз своего балалая
ага,вот оно что
Господа крафтеры,
Времени достаточно,
посмотрите внимательно как сделан «игровой тракт» инструментов у мастеров-народников и как он сделан гитарными мастерами.
Наиболее «правильные электробалалайки» — у народников.
Электробалалайки от гитаркрафтеров в большинстве случаев выполнены как маленькие электрогитары.
ДВ, есть смысл лепить анкер в балалайку? ты где-то говорил, что прогибается гриф даже если эбеновый…
анкер на балалаечный гриф — это из области экспериментов …
если взять академическую балалайку (сольную, концертную, высшей категории — это примерно всё одно и тоже понимание о качестве и назначении инструмента), гриф которой полностью из эбена (и ручка, и накладка), да ещё из правильного эбена (
у эбена оказывается тоже есть радиал и тангентал), да если ручка грифа ещё и переклейная, ну и соответственно струны нейлон+металл, то все риски, связанные с деформацией грифа, будут сведены к минимуму …
Играют же уже сто лет без всяких анкеров.
Ну если ты намерен сделать ручку из волнистого клена, струны поставить металл, а профиль грифа будешь делать под руку гитариста — то я не могу сказать с уверенностью нужен анкер или не нужен. Будет гриф держать или нет. Я не делал подобные грифа…
Есть исходные данные о силе натяжения струн:
http://www.gmstrings.ru/russian/catalogue/$balalaika.html