
Об инструментах, которые существуют, которые делали и делают, но которые не имеют своего однозначного наименования.
Вернее, кто как сможет, так и описывает подобные инструменты.
Но в большинстве случаев, если нужно конкретизировать — это длинное повествование с кучей определительных прилагательных.
Речь не идёт о каком-то конкретном музыкальном инструменте.
В конце концов изготовитель вправе добавить к названию своей модели какое-нибудь красивое словечко или имя собственное.
Речь идет о группе похожих инструментов, как электро- так и акустических. Отличительная особенность этих инструментов:
- Корпус — форма треугольная, наиболее близкая к русскому народному инструменту БАЛАЛАЙКА. Конструктивно может быть изготовлен как доска (массив) или как акустический.
- Гриф — гитарные размеры (ширина, толщина) и профиль. Соединение с корпусом: болтовое, вклейной или является единым целым с корпусом (сквозной)
- Мензура — близкая к наиболее распространенным гитарным или электробасам.
Корпус также может быть полуакустическим, с пустотами внутри, с резонаторами и эфами различных форм. Акустический корпус может быть выполнен по традиционной балалаечной технологии: клепки + задинка. Или выполнен по технологии обычной акустической гитары: обечайки + плоское дно — то бишь «ящичная» конструкция.
Дизайн топа (лицо инструмента) и комплектация — насколько хватит фантазии и средств у изготовителя.
(Акустика — инструмент, который продавался на Авито буквально полтора месяца назад, фамилию изготовителя не запомнил, не новый.
Электрика — инструмент, сделанный в мастерской Шамрая)
Кто и когда сделал первые подобные акустики и электрики история умалчивает.
Но думаю, что это произошло гораздо раньше памятного фурора, связанного с перестройкой и треугольными гитарами Парка Горького.
И возможно даже до изобретения телевидения — мы просто об этом не знаем.
Для примера хочу показать вырезку из газеты:
Ни за что не угадаете, когда была опубликована эта статья.
Это август 1945 года …
В дальнем зарубежье наверно тоже что-то гибридное мастерили любители русской народной музыки.
Кроме известных Kramer-овских досок-балалаек, из акустики нашел следующее:
Чье-то самопальное произведение с грифом от Epi и несуразным по размерам корпусом:
Мандолина,
банджо-балалайка (на стене),
парочка укулелей:
Вообщем на лицо весь набор наиболее распространенных струнных щипковых инструментов с корпусом под балалайку.
Российский инет также не балует разнообразием:
Высмотрел у Гребенникова в сказе про балалайку вот такой акустический инструмент, похоже плоскодонный. Поискал в инете — нашел этого балалаечника и судя по годам жизни, сделал он свою гитару-балалайку давно:
В относительно недавние времена подобными экспериментами баловался упомянутый в первой части наш питерский мастер Валерий Норин:
Первую гитару-балалайку он сделал где-то в конце 60-ых годов. Это был инструмент с простым плоскодонным корпусом. И большую часть, порядка 5 инструментов он делал в конце 70-х — начале 80-x. Корпуса этих инструментов были уже конструктивно выполнены как настоящие балалайки, т.е. были клепочными. Резонатор чуть меньше стандартных гитарных. Подставки — приклейные. Мензура у первых чуть меньше привычной гитарной, а далее уже — 650 мм.
В то время частым гостем у Валерия был Алексей Степанович Чанилов — ныне преподаватель кафедры народных инструментов Университета Культуры и Искусств (бывш. институт культуры), музыкант, мастер и реставратор музыкальных инструментов, коллекционер, художественный руководитель ансамбля «Жалейка»:
Ну а далее Чанилов заказывает пару аналогичных инструментов в экспериментальном цеху Луначарки. За работу взялись мастера Лёня Мосоров и Виктор Козмодемьянов.
Козмодемьянов занимался корпусами инструментов, так как был и остается по ныне мастером народных инструментов. Мосоров взял на себя грифа.
Мензуру сделали меньше 600 мм. Подставку и крепление струн делали такие же как и на стандартных балалайках.
В результате этого сотрудничества через некоторое время на свет появился следующий документ:
Норин в то время числился на «Аккорде» и абсолютно не возражал против того, что кто-то будет делать подобные инструменты и получать на них патенты.
Ну и ваш покорный слуга там был, мёд пил и наверно раньше Чинилова извлёк из тех инструментов звуки. Была у меня такая в экспериментальном цеху привычка: совать нос во все интересные дела …
Единственно, запамятовал — сколько вообще тогда было сделано аналогичных инструментов и ребята не вспомнили, поскольку выпущены были также и плоскодонные варианты этих инструментов.
Норинские гитары-балалайки по большей части уплыли за рубеж, в основном в Германию, а один из объектов патента я случайно увидел на указанной выше странице ансамбля Жалейка:
Ну и к главному вопросу этого поста.
У всех этих инструментов было короткое индентифицирующие их как класс музыкальных инструментов наименование.
Валера Норин к примеру обзывал свои творения гиталайками.
На Луначарке придумали совсем иное название.
Как мы называем подобные инструменты в разговоре/в письме.
В любом случае не односложно, если только это не вытекает из контекста или к названию не приложена картинка:
- гитара с балалаечным корпусом, с корпусом под балалайку, по форме балалайки и т.д.
- балалайка с гитарным грифом, с гитарной мензурой и т.п.
Если вы произнесёте:
«гитара-балалайка или балалайка-гитара» — мне это ни о чем не скажет, особенно учитывая то, что у нас в разговоре гитаристы обзывают свои гитары просто балалайками.
Да и вообще, мне к примеру влом писать столько буковок и всё время пояснять несведущим, что это за зверь и как на нем играют.
На Луначарке было придумано следующее название — БАЛГИТ.
Коротко и ёмко. И я думаю, что во внутреннем документообороте цеха этот инструмент так и проходил под этим названием. Работники цеха привыкли к новому термину и через некоторое время спокойно воспринимали его и понимали о чём идёт речь.
Со слов Чанилова изначально это название было предложено Геннадием Григорьевым — мастером народных инструментов.
Правда балгит вначале был балгитой, то бишь женского рода, как и большинство щипковых инструментов: гитара, балалайка, домра, мандолина, арфа.
Подискутировав, мастера пришли к мнению: до коле будет продолжаться это гендерное неравноправие и решили отказаться от буквы «а».
Такова этимология этого слова.
А вот и герой, предложивший это название.
Фотку нашел у нашего питерского мастера-народника Владимира Зуева.
Сидит: Геннадий Григорьев, стоят (слева направо): Владимир Зуев и мастера-народники, сын и отец — Женя Зайцев и Рафаил Зайцев:
Кстати, Владимир Зуев, человек разносторонних интересов: рисует, пишет, сочиняет.
Вот его небольшая зарисовка из жизни мастеров цеха с участием Григорьева:
http://www.proza.ru/2011/12/30/819
Описанное в воспоминаниях Зуева происходило ещё до моего прихода в экспериментальный цех Луначарки.
Ну и посему настоятельно рекомендую принять на вооружение для общего обозначения инструментов подобного типа термин:
балгит или электробалгит
англ. balgit or electric balgit
Принято!:-)
Да! Забыл спасибо сказать. Всегда интересно и полезно читать историю. Считаю нашим политикам тоже не помешает так думать, а то по одним и тем же ошибкам ходят…
Очень интересно!
Познавательно! :)))