Рождённый в дни Фестиваля.

post_221215b

Воспользуюсь служебным положением и расскажу об одном музыкальном инструменте, который родился буквально несколько часов назад.

Инструмент относится к «щипально-дергальным», ну то бишь к щипковым струнным.

Информационно-рекламно-поучительная история о том как не надо бы работать.
А может я не прав — так и нужно.
Взялся и сделал.
Короче, вот ИСТОРИЯ.

И ещё небольшой пролог.
Мудрые люди говорят:
Один из лучших способов стать счастливым — делать счастливыми других людей. Один из лучших способов делать счастливыми других — стать счастливым самому.
Или как говорит герой одного известного фильма: коли доктор сыт, то и больному легче.

:-) а я как раз был очень даже не сыт (я до этого как раз все средства вбухал в ремонт мастерской), а тут Фестивали какие-то проходят — надо постоянно радоваться и радоваться.
И дела всякие фестивальные творить. И материалы готовить на сайт. Я ж всё-таки в оргкомитете!


 

Один мой старинный клиент, любитель всяческих экзотических инструментов, а также музизделий челябинской чугунно-сковородочной фабрики, решил отметить свой 50-ый день рождения на родине, о чем и известил народ со своего средиземноморского побережья.

Активные переговоры в Контакте началась вечером 4 декабря.
Прилететь он должен был в районе 16 числа и 20-21 декабря отчалить обратно. Как раз фестивальные дни.

Я, пересчитав все свои ликвидные средства в размере 100 с чем-то десятирублевых монет из копилки, предложил ему: а давай что-нибудь по быстрому сделаем. Ну чтоб тебе обратно лететь не с пустыми руками.

 

Часть первая. Выбираем инструмент (04.12 — 06.12 с.г.)

Вначале было с его стороны предложение сделать реплику его доски из 80-ых.
Куда уж она подевалась я не в курсе, но у меня до сих пор хранится шаблон головы с той гитары. Правда, я не помню — обвод корпуса с какой гитары был снят. То ли стратовский, то ли ибанезовский. Помнится я тогда сильно фанател от всяческих переклеек.

А вот голова была слизана с японской Cimar.
И также не помню, когда и по какому случаю первоначальную надпись на голове (как сейчас помню — рисовал тушью) перерисовали в «CirCh». Кстати в букве «i» вместо точки был вставлен камушек…

post_221215_1

Он захотел очень качественную и дорогую версию своей же гитары. Поразмыслив, решили пока отложить изготовление этого инструмента. Времени не хватит (с учетом моей занятости фестивалем).

Прозвучал второй вариант — африканский инструмент джели нгони (Jelly Ngoni):
post_221215_2
Всё тоже самое только под нейлоновые струны и с пьезой. И вместо кожи на верхней деке — дерево. По форме как нгони, но только по принципу акустической гитары.
Всё что угодно за ваши деньги, но только по тембру это уже будет не нгони.
Отказались.

Следующий вариант — электрокрар.
Крар (Crar) или кирар — также африканский инструмент. Разновидность лиры, чаще встречается как эфиопская лира.

Работы на день-два. Это так было сказано заказчиком.
Возможно это и так, ну только для налаженного под этот инструмент производства.

:-) Запомните.
Когда клиент говорит, что работы на пять минут, то это как минимум на час. Если на час — то на день.
А если на день-два — то как правило на неделю-другую.
Всё-то у них так просто.

Ну вот этот крар:

post_221215_3
Инструмент мне понравился. Разновидностей море. Толпа в белом с крарами — это так называемые большие церковные крары.

Загорелся. Начал собирать материал. Нашел даже у одного немца чертежи на простенький крар. Обсуждаем детали. Мензуру и прочие габариты.

Но с утречка 6 декабря к нашему юбиляру приходит озарение:
«…С утра меня осенило! На краре играют боем, как на гитаре, а левой рукой глушат струны, которые не должны звучать. Мне же нужна мелодическая лира. Из крара легко получается. Просто надо в з раза увеличить количество струн. Понятно, что гитарные звучки теперь нельзя использовать. Тогда делаем пьезо и нейлоновые струны. Мензура за основу от классики. Но мне нужен африканский строй, как у калимбы или кора, это принципиально, поскольку на калимбе я играю и привык. Там не европейская логика, где струны идут по восходящей, там самая низкая струна в центре (в нашем случае соль, на тон ниже пятой гитарной) …»

Итак, :-) конченный вариант — помесь калимбы с краром.
Эдакая струнная калимба и играть на ней предполагается также как на калимбе большими пальцами.

В мире столько музыкальных инструментов, что наверно у кого-нибудь дикого африканского племени уже существует в обиходе нечто подобное. Но мы об этом не знаем.

Инструмент стоит на коленях играющего (или на подставке, если инструмент окажется слишком большим) фронтальной стороной к лицу. Рабочее положение рук находится в просвете/окне рамки инструмента, точнее руки играющего опираются на «крылья» этого инструмента.

С калимбой надеюсь все знакомы. Продаются даже в игрушечном отделе, во всяком случае в нашем детстве так было:
post_221215_4

 

 

Часть вторая. Проектируем (06.12 — 10.12 с.г.)  

Технические характеристики инструмента.

Сразу скажу, что некоторые моменты я глубоко не анализировал и принимал на веру — просто на это уже не было никакого времени.
Раз клиент предложил — так тому и быть. За исключением явной лажи, которые не укладывались в четкие математические конструкции инструмента.

Инструмент электроакустический, с виду больше похож на крар.
Имеет небольшой резонирующий корпус, примерно как у бокс-гитар.

Мензура основная: 580 мм (в конечном итоге получился мультимензурный инструмент)
Первоначально планировали обычные 650 мм.
Но во-первых, не хотелось делать слишком длинный инструмент, поскольку пришлось бы играть с высоко поднятыми руками.
Во-вторых, струны …

Струны: нейлон
Причем гитарные комплекты. Это было жесткое условие — никаких поисков и пересылок струн нужной толщины, а чтоб всегда была возможность купить их в любом музыкальном магазине.
Можно было бы рассчитать по заданном мензуре и нужной ноте толщину необходимых струн. Фирмы выпускают нейлон/карбон для арф и прочих подобных инструментов струны любой толщины и продают их бухтами от метра до километра.

И также использование гитарных струн стало одной из причин, по которой была уменьшена мензура.

Вы знаете длину нейлоновых (металлических) струн из гитарного комплекта.
Я — нет. Толщину, материал, назначение — да.
Ну примерно могу прикинуть: мензура + завязка на бридже + расстояние от верхнего порожка до 3/4 колка + два-три витка на колке.
А вот точную длину как-то за тридцать лет работы так и не узнал. Да и наверно у разных производителей она может не много различаться.
Но производители молчат об этом, и просто в инете я этой инфы не нашёл.
Тупо пришлось замерять. Струны (нейлон) с навивкой — примерно 920 мм, без навивки (1-3)  обычно длиннее.

Этот параметр был важен для нашей конструкции инструмента. Некоторым струнам (при мензуре в 650 мм) не хватило бы просто длины, чтобы прочно закрепиться на колке.

Количество струн: 15
В начале было 18, но убрали три штучки (крайние, тонкие).

Поводом для решения убрать три струны стал вариант с использованием гитарных комплектов, в котором не было струны тоньше первой (ну так по расчетам выходило).

И главное это ширина игрового участка.
Если поставить 18 струн, то инструмент в месте, где должна быть игровая часть, получился бы слишком широким и соответственно было бы трудно дотянутся большими пальцами до центральных струн.

Остановились на ширине инструмента (дерева) в районе крыльев максимум в в 250 мм.

Мультимензура.
Спорный момент.
Одна струна перетянута на тон, другая не дотянута.
Лопнуть не лопнули бы — нейлон же, но как это отразилось бы на комфорте и на ощущениях при игре. Эдакий наборчик из 15 разбалансированных струн.

Поэтому не стали заморачиваться с этим вопросом и просто :-) усложнили конструкцию, предоставив каждой струне свой отдельный верхний порожек/лад.
:-) А всё потому, что кому-то влом заказать нейлон нужной толщины.

И вообще подобные вопросы решаются на макете

Строй инструмента и используемые струны из стандартного гитарного комплекта:

post_221215_5b

 

Что ещё по конструкции?

Струны параллельны друг другу.
Расстояние между струнами — 12 мм.
Подставка приклейная как на обычной классической гитаре.
Высота корпуса — не более 60 мм.
Подъем струны над топом в районе нижнего порожка — 15-17 мм

Фронтальная пласть крыльев в районе игрового участка должна находится на одном уровне со струнами.
Достичь этого можно тремя способами:
- прямые крылья, сделаны на одном уровне с корпусом и соответственно большой наклон струн
- изогнутые кверху крылья, струны без наклона
- слегка изогнуты крылья, небольшой наклон струн
Выбрали третье.

Итого имеем стартовые позиции для проектирования:
post_221215_6

 

Электроника.
Рассматривали различные варианты подзвучки.
Ориентировались в основном на то, что можно по-быстрому прикупить в музконторах в Питере.
Вплоть до экзотических — установка трех гитарных пьезодатчиков в бридж, запараллеливание их и подключение к одном эквалайзеру.

Остановились на «пьезотаблетках» K&K.
Здесь я их не обнаружил. Решили, что клиент приобретет их у себя на месте, а я подготовлю всё что нужно для самостоятельной установки: отверстие под гнездо и доступ к топу через отверстие в нижней деке.

К&K Pickups:
post_221215_7

 


 

Ну а далее понеслась обычная рутина.

Я рисую, черчу, отправляю скан, исправляем, спорим, утверждаем.
Честно говоря, без компа я бы не смог проделать такой объем работ в кратчайшие сроки.

Мой рабочий стол в векторном редакторе мгновенно превратился в завал каких-то странных сооружений:
post_221215_8

 

В результате трехдневной работы была спроектирована целая серия подобных инструментов:
post_221215_9b

 

Это для сравнения размеров с гитарой:
post_221215_10b

 

В принципе все вопросы по конструкции были ясны, за исключением места в районе верхних порожков и колков. Там предполагал сориентироваться по месту, после того как будет сформирована основа инструмента.

 

Ну и было придумано имя для этого инструмента (по фамилиям какая-то фигня получалась):

Kivla (КИрилл-ВЛАдимир)

 

Часть третья. Моральная подготовка к встрече с рубанком (10.12 — 14.12 с.г.)

Делаю некоторые шаблоны (но в основном работал с размерами прямо с монитора).
Перебираю бревна на стеллаже в поисках подходящего материала.

Занимаюсь кой-какими фестивальными делами.
Я об этих двух-трех днях, потраченных не на пиление и строгание очень сильно потом пожалел.

Итак, было решено сходу сразу делать что-то приличное.
Из хорошего материала.
Вообщем, в бой — без всякой артподготовки.

Ох, не надо мне было соглашаться на дорогой проект.
Сделал бы спокойно из сосны и березы что-нибудь простенькое и претензий никаких.

Но я хотел кушать, а клиент хотел улететь восвояси с юбилейным инструментом под мышкой. Всё вроде бы сошлось.
И вход пошел сантос, клен и ещё какая-то неопознанная, но жутко красивая древесина

Был обозначен крайний срок — 20 декабря с утра клиент должен появиться на пороге.

Когда делаешь что-то новое, обязательно возникнут во время работы всякие непредвиденные ситуации. То приспособу какую-то не мешало бы сделать. То нужного инструмента под рукой вдруг не оказывается. То заготовка, уже вклеенная в изделие, вдруг обнажалась на самом видном месте с крупным и некрасивым сучком.

Я очень внимательно огляделся по сторонам, чтоб не дай боже чего подобного не произошло.
И вообще, когда работаешь в режиме «нельзя не сделать», любая неприятность может поставить крест на проекте.
Воткнул стамеску в палец — это возможно конец.
Простудился, затемпературил — это конец.
Отключили электричество на день — это конец.

Нервная обстановка. Поэтому предварительно всю технологическую цепочку надо как следует продумать и сколько времени на это уйдет.

А времени оставалось всё меньше — самолет ждать не будет.

Мне вообще некоторые мастера, которых я ознакомил с предстоящим проектом, сказали что это нереально по времени и просто авантюра.

Ну собственно, а чего тут сложного: ящик с двумя палками.
Вот что я скажу, господа крафтера, уже по прошествии так сказать всего этого мероприятия: сделать телек или страт гораздо легче.

Кстати о досках и сроках изготовления. Тут частенько некоторые товарищи расписывают о каких-то месяцах на изготовления инструмента.
Музыканты, не верьте — мастера безбожно врут и не краснеют. Будут заниматься всем чем угодно в это время, а гитару вам сделают за два дня до срока.
:-) Я сам такой.

Если у мастера приличная оборудованная мастерская, особенно если есть станки для первичного раскроя: ленточная пила, большой круглопильный станок, рейсмус, а тем более ЧПУ, то сделать гитару а-ля телек с цельным грифом (без приклейной накладки) можно за один рабочий день.
Имеется ввиду — дерево подготовить под лак. Да собственно и отлакировать при желании можно в тот же день.

Но у меня в моих теперь уже шести квадратах такого громоздкого оборудования никогда не было, нет и не будет.
Да, прочего ручного электроинструмента и просто столярного инструмента навалом.
Я смело могу писать на изделии — handmade. Все заготовочки под склейку пристрагиваются только ручным рубанком — пока не прилипнут без клея друг к другу.
Так что по времени и физическим затратам получается несколько больше, чем у других. И соответственно заниматься дешевыми инструментами …

Ну вот я настроился и готов к труду и обороне.

Ах да, самый важный момент — справочник Кузнецова «Акустика музыкальных инструментов» всегда у меня под рукой, на полочке над верстаком. Всё — по феншую. Если нужна какая формула — то всегда и обязательно заглядываю.
Правда, там страниц всё меньше и меньше — иногда надо срочно что-то проложить во время склейки между заготовкой и прижимом.

 

Часть четвертая. Раскачивание (14. 12 — 17.12 с.г) 

14 числа выкраивал заготовки из палисандровой доски, ну то бишь из сантоса.
15 числа кроил клен и эту самую неизвестную древесину.
16 числа склеивал развороты, сгонял до нужной толщины прочие пластины и т.п.
17 числа готовил материалы для голосования для jabloga и разговаривал со многими крафтерами в Контакте, а также :-) радовался известию, что оказывается 20 декабря это воскресенье. А я то думал, что суббота.

17 числа в четверг вечером я сделал это фото:

post_221215_11Это первая и последняя фотка процесса. Извините, господа — не в этот раз.

Поскольку начался обратный отсчет и у меня на изготовление остались считанные часы и тут как бы не до фотографирования.

А точнее с пятницы с 9 утра до 4 утра понедельника, правда о дополнительном времени я ещё не знал (но догадывался).

Я отправился спать в четверг с мыслями, что более мне не придется ложится до воскресного утра.

 

Часть пятая. Треш. 67 часов за верстаком.

Каюсь — 66 часов.
На один час вырубился в кресле перед компом.

Я наверно медленно работаю.
66 часов — это ж сколько получается рабочих смен по 8 часов.
Да за это время арфу можно собрать.

Но не всё так просто. И надо учитывать, что по ночам электроинструментом особенно не поработаешь. Приходилось всё время варьировать между операциями, чтобы на ночь не оставлять шумных работ.
Правда, в последнюю ночь я забил и на соседей и на всех на свете и включал то, что мне нужно было.

И опять же — некоторые конструкционные моменты были для меня не совсем ясны. По ходу пришлось решать.
Несколько часов было потеряно на ненужную работу и переделку.

К вечеру пятницы была готова только основа-рамка.
И тут я запаниковал в первый раз. Всё — до 10 утра воскресенья не успеть.

Решил осторожно узнать время отлета у клиента.
Аллилуйя — утром в понедельник, но я должен сам привезти инструмент по указанному адресу.

Ночь и всю субботу провозился с «головой» инструмента. Как раз там у меня было больше всего засад и на ней я потерял время.

В субботу поздно вечером у меня началась истерика во второй раз. И я сник опять — не успею.
3 комплекта колков куплены, 3 к-та струн, чехол за 5 тысяч из мамонтовой шкуры найден — боже мой, мне придется всё это оплатить, не считая прочего.

Пошел к компу знакомится с тарифами международных курьерных перевозок и прочей сопутствующей инфой, типа таможенных деклараций.
Я до ужаса не люблю всякие пересылки музинструментов.
Поэтому после всего прочитанного, я сказал себе: нет и ещё раз нет — я успею, я смогу.

В ночь на воскресение выстрагивал и выпиливал деки, клеил пружинки, подгонял контробечайки для топа.

Утром в воскресение, когда до времени ИКС (я должен выходить с инструментом из дома) оставалось всего  17 часов, я накрывал деки !!!.

Осталось 14 часов:
Я накрываю нижнюю деку. Она выпилена в размер. Не замечаю, что сползла в сторону на миллиметр. С трудом успеваю оторвать, пока не схватил клей. Очистка от клея, просушка — теряю час. Клею по новой.

12 часов:
Фрезерую отверстие под крышку на задней деке. Никаких шаблонов. Корпус инструмента — мои направлюящие. Выпиливаю и подгоняю крышку. Всё четко — мастерство не пропьешь.
Делаю купол по нижней деке — зачем я вообще это запланировал?

Соседи в восторге — воскресный отдых отменяется.
А нефиг по норам сидеть — сходите прогуляйтесь, кислородом подышите.

10 часов:
Делаю подставку. Типа классик, но под пятнадцать струн.
Точу затычки, чтоб закрыть стяжки, вклеиваю их.

8 часов:
Начинаю обработку несущих палисандровых планок: убрать ступеньки, завалить углы, циклевка, подгонка и прочее.
Общая циклевка инструмента. Шлифование.
5-ю номерами прохожу весь инструмент. Заканчиваю 320.

5 часов:
Приклеиваю подставку!!!
Явно организм начинает пошатывать.

4 часа:
Размечаю и устанавливаю верхние порожки/лады, то бишь включая все процедуры: разметка, фрезеровка паза под лад, нарезка и обработка ладиков 15 шт, вклейка. Лады взял 3 мм, нейзельбир, твердые.
Сверлю сквозные отверстия под струны (за ладиком струна должна уйти вниз на тыльную сторону «головы»)
Как я умудрился это сделать за час — сам до сих пор не могу понять.

3 часа:
:-) ЛАКИРОВКА инструмента!!!
Акрил, матовый.
Безореольный лак-спрей Holzspray от Borma Wachs.
Не раз меня спасал в таких ситуациях.
Никогда не подводил.
Дорогая штука: 400 ml баллон — около 15 евро. Разный блеск — от 10 до 90.
Есть в линейке аэрозолей этого производителя и нитрогрунт и НЦ-лак.

Покрыл в три слоя — на всё ушло 45 минут.
А вы говорите сутки надо ждать. Десять суток.
Ладно верю: НЦ под полировку — минимум 10 суток, а лучше месяц.

2 часа:
Устанавливаю колки.
Наживляю 15 втулок — начал зажимать по одному и, зараза, в каком-то месте они начинают не вставать по заданному радиусу — задевают лапами за рядом стоящий колок. Мучуюсь, мучуюсь — снимаю все обратно и начинаю устанавливать по одному, подтачивая где надо эти самые лапы.

1 час:
Успеваю что-то одно: или поставить струны или установить опоры для струн.
Со струнами, думаю, клиент сам справиться.
Но опор то тоже нет — не успел выточить.
Сознание расплывчато, движения заторможенные.

Судорожно начинаю лазить по ящичкам в поисках подходящего. Всобачить шурупы какие-нибудь? Не, ну нейлон же — а вдруг начнут перетираться в этом месте.
Нахожу деревянные кнопки с перламутровым глазком — не хватает 6 шт.

Ставлю пластиковые дешевые кнопки в надежде при случае заменить на деревянные.

10 минут:
Успеваю натянуть одну струну, вызвать такси, сделать несколько снимков, упаковать инструмент, выкурить сигарету, узнать прогноз погоды, прочитать молитву, натянуть куртку и свалить прочь от ненавистного верстака.
Было 4:30 утра. Понедельник. 21 декабря 2015 года.
Свобода!

 

От идеи до воплощения: 4 декабря — 21 декабря

Дайте мне какой-нибудь диплом, ну пожалуйста!

 

 

От клиента пришли фотки инструмента со струнами и первые впечатления:
<< Kivla. Глубокий и красивый звук, а когда звукосниматели поставлю, вообще будет «конфетка»! >>

4 комментария

  1. Это очень круто! Желаю Вам выспаться)

  2. Aviator Aviator:

    Это вам не Meshuggah…
    Жаль времени было мало на изготовление, на обратной стороне маркетри просится, чтобы в нарды играть)

  3. malevich04:

    А в какой программе инструмент проектировался?

    • Дядька Воффка Дядька Воффка:

      ретро прога FreeHand, выкупленная Адобом у Макромедиа и по-тихому слитая

      дистрибутивы у последних версий что-то около 15-20 Mb, последняя версия вышла в 2003 г, не требовательна к ресурсам, полностью функциональна на телефонах Nokia 3310

Добавить комментарий